В рамках реализации Проекта «Общество взаимной заботы: особенный ребенок» 18-20 ноября 2019 года в НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» состоялся цикл семинаров-практикумов для педагогов общеобразовательных школ и воспитателей дошкольных образовательных учреждений «Навстречу семье…». Выбор данной темы не случаен — анализ реализации мероприятий проекта «Общество взаимной заботы: особенный ребенок» свидетельствует о том, что проблема взаимодействия педагога, реализующего инклюзивное образование и родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ остается наиболее актуальной при организации и реализации инклюзивного образования.

Сегодня инклюзия уже стала неотъемлемой частью российской системы образования, но построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей учащихся невозможно без тесного партнерского взаимодействия педагогических коллективов, родительской общественности и семей с особыми образовательными потребностями.

Решению данной задачи и был посвящен цикл семинаров-практикумов проводимых с различными категориямиучастников: воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, преподавателями русского языка и литературы общеобразовательных школ. Модераторами семинаров выступили ученые и практики в области дефектологии, детской психологии, специалисты имеющие практический опыт решения нормативно-правовых и финансовых вопросов организации инклюзивной практики.

На семинарах отмечалось, что эффективность реализации инклюзивного образования зависит от психологической готовности педагога к взаимодействию с семьей с особыми образовательными потребностями.Участники семинаров обсудили психологические особенности таких семей, пути оказания им помощи и поддержки, приняли участие в обсуждении реальных ситуаций из практики образовательных учреждений республики.

Участники обсуждения говорили также и о необходимости системной работы по просвещению по данному вопросу широкой родительской общественности, отмечая, что одним из наиболее значимых факторов успешности инклюзивного образования является понимание нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в общеобразовательном учебном процессе.