ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Второй год НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» реализует проект «Общество Взаимной Заботы: особенный ребенок». Финансируется проект за счет средств Фонда Президентских грантов и направлен на повышение эффективности инклюзивного образования.

Важнейшим условием эффективности образования ребенка с особыми образовательными потребностями является включение в этот процесс родителей, повышение уровня их педагогической культуры. Необходимо ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, а для этого необходимо владеть специфическими способами и приемами, уметь справляться со своими негативными эмоциями.

Центром был проведен цикл тренингов для родителей, имеющих детей с ОВЗ. Опыт проведения этих мероприятий свидетельствует о том, что игнорирование родителями наличия проблем в развитии своего ребенка или же, наоборот, излишней родительская активность в их преодолении имеет негативные последствия. Необходим баланс взаимоотношения родителей, как с самими детьми, так и педагогическим коллективом школ, где учится или планирует учиться их ребенок. Практика показывает, что отсутствие такого баланса провоцирует развитие, как у самих родителей, так и у ребенка, дезадаптивных черт личности и негармоничных форм взаимодействия не только со школой, но и с окружающим миром в целом. Нередко это проявляется в том, что родители не доверяют педагогам, социальным работникам в их стремлении помочь ребенку.

И очень важно для оказания помощи таким семьям попытаться «разговорить»таких родителей, помочь им раскрыться и не чувствовать ущербности и вины в случившемся. На это и нацелены тренинги, которые проводятся в атмосфере доверия, что позволяет реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность обратной связи между участниками группы. Эффективности тренингов способствует и то, что проводит их Шмелева Снежана Александровна — психолог-консультант, кандидат психологических наук, имеющий большой опыт практической работы. При необходимости для родителей проводятся и индивидуальные консультации.

Записаться на тренинги и консультации можно по т. 89033887461.

Услуги оказываются на бесплатной основе.


Часто задаваемые вопросы психологу:

  • Вопрос: Как справляться с постоянными капризами, упрямством ребенка с ОВЗ?

    Ответ:  Первое — склонность к капризам может быть связана с особенностями возраста (дети дошкольного и младшего школьного возраста сильно возбудимы, их нервная система еще не окрепла, воля не развита, они очень эмоциональны и впечатлительны).

    Второе — биологическая причина (особенности функционирования ЦНС, патология и заболевания головного мозга).

    Если причина психологическая, следует знать, что эмоциональное здоровье ребенка во многом определяется общим психологическим микроклиматом семьи. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что в семье его любят, что он для родителей значим. Видеть в нем положительные качества, а н

    Основными условиями эмоциональной поддержки ребенка являются:

    Принятие – принимать ребенка без условий о хорошем поведении;

    Внимание – активно слушать ребенка;

    Признание (уважение) – делиться с ребенком своими чувствами, заботами и переживаниями; говорить о своих ошибках и неудачах; бывать с ребенком чаще вместе (читать, спорить, ходить в гости); не вмешиваться в занятия ребенка и не навязывать ему свою помощь, если он не попросит;

    Одобрение – чаще хвалить ребенка;

    Теплые чувства – обнимать и прикасаться к ребенку, использовать в общении с ребенком фразы: «Мне хорошо с тобой», «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты…», «Как хорошо, что ты у меня есть», «Давай посидим, сделаем что-нибудь вместе».

  • Вопрос: Что делать, если ребенок с ОВЗ (интеллект сохранен) трудно идет на контакт?

    Ответ: Если это связано с диагнозом (например аутизм), то здесь отдельные рекомендации. Если нет, то выделяют три эффективных

    способа установления контакта с ребенком:

    Первое — это открытый естественный взгляд прямо в глаза ребенку.Этот способ важен не только для установления контакта, но и для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка. Проявление безусловной любви наиболее эффективно – просто любящим взглядом прямо в глаза ребенка.

    Второе — это физический контакт между взрослым и ребенком.  Многие родители прикасаются к своим детям только по необходимости, а желательно без всякого повода ласково прикоснуться к ребенку, обнять его, погладить по голове. Многие современные дети, особенно дети тревожные, не умеют открыто смотреть в глаза, при прикосновении вздрагивают и убирают чужую руку.

    Третье — это внимание. Общаясь с ребенком, внимание необходимо сосредоточивать только на нем, не отвлекаясь ни на какие мелочи, это придает чувство значимости себя, уверенности в том, что он самый важный человек в мире для родителей. Это определяет, как ребенок будет себя оценивать, как будет на себя смотреть. Когда у ребенка появляется уверенность в том, что вы всегда выслушаете его, он будет делиться с вами своими переживаниями и проблемами.

  • Вопрос: Как справиться негативным отношением окружающих к себе и ребенку с ОВЗ?

 Ответ: Да, к сожалению такое встречается в нашем обществе. Семьям детей с ОВЗ полезно общаться между собой.  Родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Общаясь между собой родители не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.

 

  • Вопрос: Ребенок с ОВЗ (соматика, интеллект сохранен), что делать: сколько ни говорю ребенку как правильно или прошу что-либо сделать, он как будто не слышит?

Ответ: Говорите по существу: когда ребенок слышит длинные речи мамы о том, как надо себя вести, как поступать хорошо, а как – нет, он быстро «отключается», а его внимание рассеивается. Человеческий мозг устроен так, что мы отчетливо запоминаем и «записываем на корочку» первые 30 секунд сказанного. Постарайтесь уложиться в 2–3 предложения. Следите, чтобы ваша мысль не разветвлялась на несколько отдельных, чтобы сообщение было произнесено без волнения и негативных эмоций. И главное – чтобы в ваших предложениях звучала готовность к сотрудничеству («Давай…», «Помоги мне… «, «Попробуй сделать так, чтобы…»).

Здесь вы можете задать свой вопрос специалисту и получить ответ на указанный электронный адрес:

15 + 3 =

Проект работает на базе НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» при поддержке Фонда президентских грантов